Практическая работа в растровом редакторе GIMP "Каменное сердце"
Урок полезен будет многим, надеюсь; в нём использованы приёмы
цветокоррекции, работа с контурами, разумеется, не обойдётся и без
световых эффектов.
Прежде всего, расскажу, что нам потребуется…
Исходники:
- море (http://tigers-stock.deviantart.com/art/480-underwater-partition-01-294143847);
- небо (http://tumana-stock.deviantart.com/art/Sky-308627594);
- скала (http://welder-stock.deviantart.com/art/big-rock-at-sea-4026733);
- девушка (http://jaymasee.deviantart.com/art/Mermaid-Tethys-13-260782182);
- рыбища (http://absurdwordpreferred.deviantart.com/art/Little-Fish-png-147138899);
Кисти:
- кисти водопадов (http://redheadstock.deviantart.com/art/Water-II-Photoshop-Brushes-83727899);
- кисти лучей (http://redheadstock.deviantart.com/art/Light-Beams-Rays-Brushes-72493128);
Плагины:
- Layer Effects (http://registry.gimp.org/node/186);
- G’MIC (http://gmic.sourceforge.net/).
Если вы ещё не умеете устанавливать кисти или дополнения, воспользуйтесь поиском по сайту, найдёте много полезного, честно.
Примечания:
- названия слоёв указаны в [квадратных скобках];
- ЛКМ и ПКМ — левая и правая кнопки мыши соответственно;
- все изменения и фильтры применяются к текущему активному слою, если не указано иное;
- ПП и ЗП — передний и задний план соответственно.
Итак, готовы? Тогда приступим
1. Откроем в ГИМП изображение с водой (Файл → Открыть…) и сразу его переименуем в [water], например (двойной клик ЛКМ на названии слоя в списке, вводим новое, затем Enter).
2. Нам потребуется определённое пространство для манёвра, поэтому предлагаю увеличить размер холста (Изображение → Размер холста…)
3. Открываем изображение с небом (Файл → Открыть как слои…), переименовываем в [sky] и добавляем ему альфа-канал (ПКМ на слое в списке, выбираем *Добавить альфа-канал*)
4. Добавляем слою белую маску (ПКМ на слое в списке, выбираем *Добавить маску слоя*) и с помощью черной Кисти (P) средней мягкости убираем траву:
5. Нам нужно будет смягчить переход между небом и водой, поэтому растянем по маске стандартный чёрно-белый Градиент (L) примерно таким образом:
6. Теперь немного поработаем с цветом. Переключимся с маски на само изображение (ЛКМ на пиктограмме слоя в списке, выделится белой рамкой). В оригинале используется Цветовой баланс, но это банально и ничего нового, поэтому я хочу предложить вам иной подход: Фильтры → G’MIC… → Colors → Mixer [Lab].
Небольшая справка по данному фильтру:
- Lightness contrast — контраст освещённости (увеличивается слева направо)
- Lightness brightness — яркость освещённости (увеличивается слева направо)
- Lightness smoothness — размывание освещённости
- A-color contrast — контраст красно-зелёной составляющей (увеличивается слева направо)
- A-color brightness — яркость красно-зелёной составляющей изображения (вправо от нуля — усиление красного/пурпурного, влево — усиление зелёного)
- A-color smoothness — размывание А-составляющей
- B-color contrast — контраст сине-жёлтой составляющей (увеличивается слева направо)
- B-color brightness — яркость сине-жёлтой составляющей изображения (вправо от нуля — усиление жёлтого, влево — усиление синего)
- B-color smoothness — размывание B-составляющей
- Tones range — тоновый диапазон (все тона, тени, средние тона, света)
- Tones smoothness — размывание тонового диапазона
Весомое преимущество Lab-режима в том, что при изменении
яркости цветовые оттенки не искажаются, что даёт возможность очень
тонкой и естественной настройки цвета и света.
Итак, что же нам надо сделать? Всего лишь добавить в средних тонах
голубого с небольшим зелёным оттенком, что мы и получим, изменив
настройки следующим образом:
Поэкспериментируйте на досуге, это действительно полезный инструмент.
7. Понизим непрозрачность слоя примерно до 70% и с помощью инструмента Перемещение (M) сдвинем небо немного вверх и влево:
8. Продублируем слой [sky], непрозрачность копии установим на 100% и передвинем её примерно так:
9. С общей обстановкой мы закончили, так что теперь можем спокойно кадрировать (Shift+C) изображение (выделяем рамкой инструмента нужную область и жмём Enter). Обратите внимание, чтобы небо и вода занимали примерно равные доли всей картинки:
Приступим к основному объекту — сердцу
10. Для начала с помощью Контуров (урок как пользоваться) создадим нужные очертания:
11. Откроем как слой изображение со скалой, добавим альфа-канал и переименуем в [heart], после чего изменим размер (инструмент Масштаб (Shift+T))
так, чтобы текстура камня полностью заполняла площадь сердца, советую
перед этим во вкладке Контуры включить видимость созданного нами абриса
сердца:
12. Преобразуем контур в выделение, инвертируем (Выделение → Инвертировать или Ctrl+I) и удаляем лишнее (Delete)
Снимаем выделение (Выделение → Снять выделение или Ctrl+Shift+A), уменьшим размер слоя (ПКМ на слое в списке, выбираем *Слой к размеру изображения*) и уберём видимость контура.
13. Займёмся цветокоррекцией, прогуляемся в Цвет → Тон-Насыщенность…:
14. Теперь нужно изменить оттенок сердца, добавив голубого в полутонах. В этот раз воспользуемся кривыми (Цвет → Кривые…):
15. Добавим внутреннюю тень (Script-Fu → Layer Effects → Inner Shadow…):
16. Создадим новый слой [3d] (Слой → Создать слой… или Ctrl+Shift+N), на котором с помощью контуров создадим объёмные части для трещины:
17. Преобразуем контур в выделение и полученную область зальём цветом 425249 (установим его как цвет ПП, а затем просто перетащим на изображение). Выделение можно снять, а слой [3d] нужно опустить вниз, под [heart]:
18. Теперь текстурируем созданный «срез» по тому же принципу,
что и с самим сердцем. Можете использовать скалу, я же взял текстуру
камня из своих запасников и вот, что получилось в итоге:
Не забудьте объединить текстуру и слой [3d] (ПКМ на слое с текстурой в списке, выбираем *Объединить с предыдущим*)
19. Признаюсь, мне не очень нравится то, каким резким вышло затемнение по краю сердца (слой [heart-innershadow]), поэтому я применил к нему гауссово размывание (Фильтры → Размывание → Гауссово размывание…)
20. Объединим слои [heart], [3d] и [heart-innershadow], а получившийся слой назовём [rock heart]. Затем создадим новый слой [shadows], заполним его нейтральным серым (808080) и выставим режим «Перекрытие»
Резонный вопрос — зачем? Дело в том, что этот слой станет
впоследствии картой теней для сердца. Да, можно делать это инструментом Осветление-Затемнение, но, если вам не понравится что то, проблем с изменением карты гораздо меньше.
21. Берём мягкую кисть и, выставив малую непрозрачность,
чёрным цветом затемняем желаемые области. У меня получилась так
(непрозрачность и режим слоя изменены для наглядности):
22. Создаём слой [lights] и проделываем аналогичные действия для осветления (кисть, разумеется, белая)
23. Если что-то не устраивает, то подправляем серым цветом. Если же всё в порядке, то объединяем с [rock heart] (сначала [shadows], затем [lights]). Переходим на слой [water] и с помощью Свободного выделения (F) очерчиваем примерно следующую область:
24. Копируем/вставляем (Ctrl+C / Ctrl+V), получившийся «плавающий» слой переименовываем в [water up] и снижаем непрозрачность примерно до 80%:
25. Возвращаемся на [rock heart] и добавляем ему маску с параметром *Передать альфа-канал слоя*, после чего кистью (цвет 191919) уберём некоторые лишние области:
26. Создаём слой [shadow], и мягкой кистью (примерные параметры указаны на скриншоте) кистью рисуем тень от сердца:
27. Меняем режим наложения на Перекрытие и, если эффект покажется слабым, просто дублируем слой и меняем непрозрачность копии, если нужно.
28. Для полноты картины добавим брызг: создаём слой [splash] и с помощью водопадных кистей делаем брызги на границе воды. На забывайте использовать Ластик для удаления лишних частей.
29. Создадим новый слой [gradient] и сделаем на нём затемнение нижней части воды, растянув градиент «Основной в прозрачный» примерно так (цвет ПП — чёрный):
Непрозрачность 63–65%, режим Только тёмное.
30. Открываем как слой фото русалки, переименовываем в [mermaid], масштабируем и располагаем на холсте:
31. Непрозрачность слоя снижаем до 60%, а затем ластиком или с помощью маски слоя удаляем некоторые области
вокруг русалки так, чтобы вписать её в окружение. Используйте разные
кисти: вокруг русалки — помягче, около камня — пожёстче, также
экспериментируйте с непрозрачностью кисти
После этого можно подогнать слой к размеру изображения.
32. Немного подправим цвет нашей русалочки, прогуляемся в Цвет → Тон-Насыщенность…
а затем немного поднимем контраст (Цвет → Яркость-Контраст…)
33. Теперь следует добавить рыбок и, я полагаю, вы уже догадались,
как. Всё верно, вставляем как слой, изменяем размеры, располагаем как
хотим. Можно сделать несколько копий слоёв-рыб разного размера и непрозрачности
Так как улов может быть большой, советую после окончательного размещения свести всех рыбёшек в один слой.
34. На новом слое с помощью установленных «лучистых» кистей сделаем эффект
пробивающегося в трещину света. Цвет кисти, разумеется, белый, а вот
в остальном придётся проявить фантазию, количество слоёв и режимы
наложения — на ваше усмотрение. Вот, что получилось у меня:
35. Если всё пока устраивает, давайте немного сократим число слоёв, создав итоговый (ПКМ на верхнем слое в списке, выбираем *Создать из видимого*), после чего остальные слои можно будет удалить:
36. Добавим блики с помощью Фильтры → Свет и тень → Градиентная вспышка…
И тут фантазия снова на вашей стороне, не бойтесь пробовать разные варианты и комбинации настроек.
37. Продублируем слой и к копии применим оранжевый светофильтр. Идём в Цвет → Набор фильтров… , оставляем параметры слева по умолчанию, а справа ставим галочку на *Тон*.
В открывшемся окне по очереди жмём Красный и Жёлтый (эти два цвета и дадут нам нужную «смесь»)
Закрываем его и жмём Ок.
38. Для копии с применённым фильтром выставляем режим либо Перекрытие (при непрозрачности 45–60%), либо Объединение зерна (при непрозрачности 18–25%). Лично я выбрал второе
39. Создаём новый слой [overlay], выставляем цвета: ПП — 0a3159, ЗП — f3bd76. Берём градиент *Основной в фоновый (RGB)* и растягиваем его снизу вверх, после чего изменяем режим и непрозрачность:
40. Вновь создаём слой из видимого и делаем с него две копии, сейчас мы сымитируем ФШ-фильтр High Pass. К верхней копии применяем гауссово размывание в 4 px. и меняем режим на Объединение зерна
41. Объединяем с предыдущим слоем и для получившегося изменяем режим наложения на Перекрытие, непрозрачность примерно 50–55%, а затем сводим с предыдущим.
Вроде бы мелочь, но изображение стало резче. Да, можно было похожее
проделать и с помощью Нерезкой маски, но мы ведь учимся, не так ли?
42. Я решил немного, на 25, снизить насыщенность изображения (Цвет → Тон-Насыщенность…).
В целом, мы закончили. Осталось лишь творчески доработать напильником, в роли которого будут выступать карты света и теней (если забыли, что это, смотрим пункты 20–22). Этот шаг я полностью доверяю вашей фантазии и лишь покажу, что в итоге вышло у меня:
Благодарю за внимание, надеюсь, в ходе выполнения вы узнали для себя что-то новое. |