Для начала теория:
«Кривые GIMP принадлежат к математическому типу, называемому «Кривые Безье». Практическими терминами это означает, что они определяются управляющими точками и рычагами. «Управляющая точка» это точка, через которую проходит контур. «Рычаги» определяют направление контура когда он входит или покидает управляющую точку: каждая точка имеет два прикреплённых к ней рычага." ©
А теперь приступим непосредственно к разбору, более практическому и, надеюсь, не менее понятному. Для тех, кто не знает: ЛКМ и ПКМ — левая и правая кнопки мыши соответственно.
Создание
Вот он, наш сегодняшний герой:

Также этот инструмент можно выбрать, зайдя в Инструменты > Контуры или нажав «горячую клавишу» B при английской раскладке.
Контуры бывают двух видов:
- замкнутые (А)
- незамкнутые (Б)

Давайте создадим простенький незамкнутый контур. Для этого расставим управляющие точки (далее я их буду называть просто «точки»), кликая ЛКМ на нужном месте:

Точки любого созданного контура можно перемещать, просто хватая их ЛКМ и перетаскивая. Указатель мыши в этом случае выглядит так:

Теперь замкнем наш контур. Для этого кликом выбираем любую из двух конечных точек, зажимаем Ctrl, а затем кликаем ЛКМ на другой конечной точке:

Внимание:
- Замкнуть контур можно, используя только (!) конечные точки.
- Зажатая при постановке точки клавиша Shift позволяет создавать отдельные управляющие точки, не соединенные прямыми.
- При включенной галочке «Многоугольник» контур будет создаваться только из прямолинейных отрезков, которые нельзя будет изгибать.
- Любой созданный контур сохраняется во вкладке «Контуры».
Редактирование
Редактировать контур можно, изгибая его. Для этого как раз и необходимы рычаги, управляющие кривизной линий между точками (эти линии назовем сегментами). В каждой точке находится 2 рычага.
Чтобы изогнуть прямолинейный сегмент дугой, достаточно просто схватить этот сегмент ЛКМ и перетащить:

В этом случае, как вы можете видеть, появляется только 2 рычага, по одному от каждой точки. Оставшиеся два (они уже немного видны) находятся в самих точках.
Теперь мы можем изгибать нашу дугу, управляя рычагами. Для этого наводим курсор на нужный рычаг,зажимаем ЛКМ и перетаскиваем:

Давайте обратимся к двум верхним точкам

Как видите, рычагов у них не видно. Значит, нужно их вытащить. Можно это сделать как описано выше, но давайте попробуем так: зажмем Ctrl, наведем курсор на любую из этих точек и, зажав ЛКМ, вытянем из нее рычаги:

Проделав похожую операцию со второй точкой, я получил вот такой контур:

Порой бывает необходимо добавить одну или несколько точек в уже существующий сегмент. Делается это элементарно: зажимаем Ctrl и ЛКМ расставляем точки в нужном месте сегмента.

Теперь с ними можно работать, как и с другими управляющими точками.
Ну и, наконец, если вам нужно переместить готовый контур в другое место изображения, то зажимаем Alt,наводим курсор на любую часть контура и, зажав ЛКМ, перетаскиваем контур:

Обводка
Пока что созданный нами контур — это просто контур и не более, он никак не отобразится на итоговом изображении. Чтобы ему все-таки удалось оставить свой «след в истории», нам надо его обвести.
На скриншотах ниже показаны основные способы, как можно вызвать меню обводки:


После использования любого из этих способов мы увидим окно, позволяющее нам настроить стиль обводки, а также то, чем это может быть выполнено

Ниже показан наш контур, обведенный различными способами: одним цветом (А), текстурой (Б), кистью (В), аэрографом (Г)

Взаимодействие с выделением
Как выделение легко превращается в контур, так и контур можно спокойно преобразовать выделение. Для первого случая нужно зайти в Выделение > В контур.
Для второго есть несколько способов, показанных на скриншотах:


Также это можно сделать, прогулявшись в Выделение > Из контура, или нажав комбинацию Shift+V.
Если вы пожелаете превратить в выделение незамкнутый контур, то программа сама соединит по прямой конечные точки контура, там самым замкнув выделение

Небольшой, но важный аспект: любая информация о частично выделенных областях (растушевка и т. п.) при преобразовании выделения в контур будет утеряна.
Взаимодействие с текстом
Созданный текст можно преобразовать в контур, нажав на текстовом слое в списке ПКМ и выбрав в появившемся меню «Текст в контур».

При выборе пункта «Текст по контуру», написанный текст исказится, следуя уже созданному контуру


Взаимодействие с svg
Вот здесь я приношу свои извинения и позволю себе внаглую скопировать раздел из «Руководства пользователя», поскольку не смогу более понятно и детально рассмотреть данный вопрос, всвязи с отсутствием опыта работы с векторными редакторами.
«SVG означает „Scalable Vector Graphics" — „Масштабируемая векторная графика", набирающий всё болшую популярность формат файлов векторной графики, в котором графические элементы представлены в независимом от разрешения формате, в противоположность растровой графике, в которой графические элементы представлены массивом точек. GIMP является в основном программой обработки растровой графики, но контуры представляют собой векторные элементы.
К счастью, контуры представлены в файлах SVG почти также, как они представлены в GIMP. (В действительности удача здесь не причём: поведение контуров GIMP’а было переписано для GIMP 2.0 по памяти из контуров SVG.) Эта совместимость позволяет сохранять контуры GIMPа как SVG файлы без потери какой-либо информации. Эта возможность вам доступна с помощью диалога „Контуры"
Также это означает, что GIMP может создавать контуры из SVG файлов, сохранённых в других программах, таких как Inkscape или Sodipodi, двух популярных программ векторной графики с открытым кодом. Это хорошо, поскольку эти программы имеют намного более мощные чем в GIMP инструменты для манипуляций с контурами. Вы можете импортировать контур из SVG файла с помощью диалога „Контуры"»